Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

Открытие колоссальных запасов углеводородов на севере Западной Сибири потребовало грандиозных затрат на создание инфраструктуры. К городам и месторождениям протянулись сотни километров трасс, в том числе и железнодорожных. В этой связи интересно вспомнить Трансполярную магистраль, строительство которой началось более 70 лет назад. Этот грандиозный проект СССР удалось реализовать лишь частично, но сегодня он переживает вторую молодость.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

Освоение регионов с суровыми климатическими условиями всегда было сложной задачей для человечества, и север нашей страны в этом плане не исключение. Залогом успешного существования на севере является налаженная инфраструктура, позволяющая организовать круглогодичное снабжение территории. Одним из этапов освоения приполярных районов должна была стать железнодорожная ветка протяженностью около 1400 километров, ведущая от северных городов Европейской части СССР к промышленным районам устья Енисея на севере Сибири. Надо сказать, что эта идея не была такой уж новой и озвучивалась еще во времена Российской империи. Строительство железнодорожной ветки, которая бы связала северные регионы страны подобно Транссибирской магистрали, проходящей по городам южной Сибири и Дальнего Востока, было необходимо для стабильного развития региона, а также имело стратегическое значение.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

Первым шагом на пути к реализации этого проекта можно считать успешное строительство железнодорожной ветки Котлас-Воркута, которое завершилось в 1941 году. Основное же строительство развернулось уже после завершения Великой Отечественной войны — в 1947 году. Строительство дороги велось силами заключенных и вольнонаемных рабочих в тяжелейших условиях севера. Почти за два года, к декабрю 1948-ого, был построен участок длиной около 200 километров, который соединил железнодорожную станцию Чум в Республике Коми и город Лабытнанги Тюменской области, который расположен напротив Салехарда на реке Обь. Этот участок железной дороги успешно функционирует до сих пор.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

Дальнейшая реализация проекта осуществлялась ускоренными темпами, а полностью завершить строительство планировалось к 1955 году. Одной из главных ошибок при строительстве столь грандиозного сооружения эксперты называют конструкцию полотна. Для ускорения работы и снижения затрат было принято решение возводить так называемое облегченное железнодорожное полотно. По такому же принципу, кстати, осуществлялось и первоначальное строительство Транссибирской железной дороги. Но при уровне развития технологий того времени строительство полотна в регионе с многолетней мерзлотой оказалось очень сложной задачей. Уже построенные участки дороги приходилось ежегодно ремонтировать и восстанавливать после оттаивания грунтов.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

К 1952 году основная часть работ была завершена и по железнодорожной ветке Надым-Салехард даже ходили грузовые и пассажирские поезда. Но низкое качество построенной дороги вызывало массу проблем: скорость составов была крайне низкой, а аварийные ситуации не были редкостью.

Сразу же после смерти Сталина в марте 1953 года вышло постановление о прекращении строительных работ на железной дороге Салехард – Игарка. В приоритете были другие задачи, и Трансполярная магистраль на время потеряла свою актуальность. Оставленная без постоянного ухода, дорога постепенно разрушалась, и даже те ее участки, по которым когда-то ходили поезда, пришли в негодность. Часть пути в 60-х годах была разобрана, а рельсы использованы для строительства дорог между норильскими промышленными объектами.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

В 70-х годах, после открытия огромных запасов нефти и газа на севере Западной Сибири железнодорожная магистраль в этом регионе вновь стала востребованной. Была проведена реконструкция железнодорожной ветки Надым – Коротчаево, и по ней по сей день осуществляется движение как грузовых, так и пассажирских поездов.

Сегодня имеется множество планов по строительству железных дорог в этой части Сибири, они носят единое название «Северный широтный ход». Уже заключено соглашение по постройке участка Надым – Обь и возведению железнодорожного моста через реку Обь в районе Салехарда. Многое уже сделано и остается верить в то, что грандиозный проект по строительству Трансполярной магистрали в скором времени будет успешно завершен.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

Вполне вероятно, что эта дорога будет иметь не только экономическое значение, но и окажет влияние на развитие рекреационного потенциала региона. Ведь ходят же туристические поезда по единственной железнодорожной ветке на Аляске только для того, чтобы пассажиры могли полюбоваться красотой природы. Возможно, и в нашей стране найдутся предприимчивые люди, которые организуют новый экскурсионный маршрут, например «Железнодорожный тур Вологда – Енисей», который пройдет по живописнейшим районам северной Европы, Полярного Урала и Сибири.

Трансполярная магистраль спустя 70 лет: новая жизнь грандиозного проекта СССР

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+