Как в советские годы сформировались альтернативы старшей школе?

В рамках одного из семинаров серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Вышки директор Центра исследований среднего профессионального образования Института образования ВШЭ представил доклад «Старшая школа и ее институциональные альтернативы в советской и российской практике». Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, эта тема очень важна, потому что система образования у нас устроена так, что к 10-му классу дети должны выбирать разные пути. Они самоопределяются, и система должна дать на это соответствующие ответы. Как отметил Федор Дудырев, в 2010 году прошло незамеченным решение Минобрнауки России о сокращении на полгода срока общеобразовательной подготовки в профессиональных лицеях и колледжах. Если бы такое решение касалось общеобразовательных школ, то есть детям сказали бы, что теперь они будут учиться 1,5 года вместо двух, то это, вероятно, вызвало бы скандал – общество отреагировало бы очень резко. Здесь же общественный интерес оказался невысоким. Растет доля тех, кто оканчивает программу старшей школы за пределами общеобразовательных организаций, кто поступает на программы среднего профессионального образования после 9-го класса. Это касается сотен тысяч детей, и часть российских семей так или иначе включена в эту проблематику. По мнению соруководителя семинара – ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, изучение этого феномена исключительно важно для того, чтобы не превращать колледжи в образовательные и социальные тупики. Федор Дудырев рассмотрел, как в советской школе сформировались институты, альтернативные советской общеобразовательной школе, как потоки детей наполняли и освобождали эти институты, как разные сегменты советской и российской школы соотносились с высшей школой, с системой социальных и образовательных лифтов. В 1960-е годы в СССР принимается стратегическое решение о программе всеобщего среднего образования, и наша страна здесь не была пионером. Первенство принадлежало США – там реализовали подобный проект еще до второй мировой войны, а в 1950-60-е годы подавляющая часть европейских стран в этом вопросе «догоняла Америку». Среднее образование становилось всеобщим повсеместно. В ССCР от решения долго шли к институциональной модели, и процент молодежи, охваченной высшим образованием, был близок к 100. В 1980-е годы вечерние школы были вторым по значимости институтом общего среднего образования, ориентированным на взрослое население. Кроме того, разворачивалась подготовка по программам среднего общего образования в профтехучилищах, и одновременно с рабочей профессией выпускники получали аттестат о полном среднем образовании. Любопытно, что гендерный баланс, сложившийся в ПТУ еще в советские годы, сохраняется и сейчас – на 30% девушек приходится 70% парней. В ходе обсуждения доклада директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко отметила, что в 1960-е годы в Советском Союзе была сделана первая попытка перехода на 11-летку. И тогда вечерняя школа сыграла роль демпфера. Молодые люди массово туда уходили, оканчивали 10-летку и успевали поступить в вузы, минуя призыв в армию. Татьяна Львовна также добавила, что в советские годы существовали вечерние техникумы, где давали общее среднее образование. Они были фактически общедоступными и открывались на многих крупных заводах для обучения их работников. Диплом об окончании такого техникума давал возможность работать на инженерных должностях. Эти и другие актуальные, острые, порою скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ. Видео прошедших семинаров всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube. http://cod48.ru/

Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+