Аэропорт-призрак в Республике Коми
Пишет блогер Инга Ландсбергите:
В одном далеком селе, в Республике Коми, есть старый заброшенный аэропорт. Самолетов он давно не принимает, редко-редко примет вертолет и то, пока есть человек, который следит за состоянием ВПП... Правда и взлетно-посадочной полосы как таковой уже нет, только вертолетная площадка.
Когда-то сюда прилетали небольшие самолеты, которые курсировали внутри Республики, перевозя вахтовиков, да людей в Заполярье. Когда-то этот аэропорт жил своей жизнью, дышал, видел много историй встреч и расставаний.
А сейчас здание ветшает, приходит в негодность, отопление не работает, стены сыреют, и когда-нибудь аэропорт совсем уйдет в небытие. Но аэропорт жив, пока кто-то о нем заботится, пока в его стенах кто-то ходит, поддерживает жизнь, пока с ним кто-то разговаривает. Ведь аэропорт — это живой организм. Со своей системой жизнеобеспечения, со своим взглядом на мир, со своими воспоминаниями...
А давайте пройдем путь пассажира прошлого... Того времени, когда аэропорт был молод и полон сил. Когда он приветствовал каждого пассажира в своих стенах и радовался каждому новому дню.
Лето. В здание аэропорта входит молодой человек с чемоданчиком, наверное, вахтовик. Ему надо лететь на работу. Он смотрит расписание...
Направляется в кассу, покупает билет, и т.к. до вылета еще есть немного времени, закидывает чемоданчик в камеру хранения и идет гулять по территории аэропорта.
Наверное, многие от нечего делать любят почитать всякие объявления на стенах, инструкции какие-то. И наш молодой человек не исключение. Что тут у нас? А здесь простенький набор услуг, выписанный из ОСТ 54-1-283.02-94. Здесь нет каких-то коммерческих предложений, здесь все дышит тем временем, когда о пассажире заботились, а не впаривали ненужные ему услуги. Да и что здесь можно продать, аэропорт маленький, больше, как мне кажется, транзитный.
Здесь можно прочитать выписку из Уголовного кодекса, права авиапассажира в России. Некоторые инструкции по поведению на борту воздушного судна.
Молодой человек стоит в раздумье перед телефоном... Позвонить ли своей девушке или отложить разговор до возвращения из командировки, ведь они поссорились перед его отъездом. Трудно расставаться и не видеть друг друга целый месяц. Тем более тогда никаких мобильных телефонов и интернетов не было.
Но вот объявляют регистрацию на рейс, пора. И наш герой спешит зарегистрироваться и сдать багаж.
До посадки в самолет еще есть немного времени, и можно посмотреть телевизор. Но наш молодой человек любопытен, и вот он уже направляется в комнату диспетчера.
Здесь можно увидеть схему полетов воздушных судов по разным направлениям. Как видите, на карте отмечены точки месторождений, куда отправляются вахтовики на работу и куда сейчас улетает герой нашего рассказа из прошлого.
Старая рация. Она, конечно, старая, но все еще работающая, и с ее помощью однажды были спасены 82 человеческие жизни. Эти стены помнят все.
Проехать на аэродром, вернее, теперь на вертодром, можно таким кружным путем. Это въезд для спецтехники, для служебного автотранспорта. На территории находятся ангары, хозпостройки для инвентаря и оборудования, которые используются в работе аэропорта. Да-да, аэропорт хоть и прекратил свою основную деятельность, но силами одного человека поддерживается еще в более-менее рабочем состоянии.
Взгляд на здание аэровокзала со стороны аэродрома и прощание до следующих встреч.
А это герой нашего времени, человек, который спас авиалайнер ТУ-154 и 82 жизни. Сергей Михайлович Сотников. Когда у лайнера отказали все электроприборы, когда перестали работать топливные насосы и самолету оставалось летать полчаса, летчики искали место приземления. И неожиданно увидели ВПП, пусть и короткую для такого большого авиалайнера, но все-таки это был шанс выжить.
И они выжили. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе, самолет еще несколько метров прокатился по лесу, снося на своем пути кусты и деревья. И хорошо, что деревья были хиленькие, характерные для той местности, иначе катастрофы было бы не избежать.
А так самолет почти не пострадал, пассажиры и экипаж выжили, и все благодаря мастерству пилотов и человеку, который все восемь лет до этого события поддерживал аэродром в порядке.
Я не буду в тысячный раз пересказывать эту историю, тем более в интернете можно найти рассказы самих очевидцев и журналистов, которые работали непосредственно на месте аварии, но вот Сергею Михайловичу хочу сказать свое огромное спасибо за его работу. Ведь на месте тех пассажиров мог и может оказаться каждый из нас.
А аэропорт пока стоит, еще живет. И будет жить, пока Сергей Михайлович будет ходить на работу каждый день, будет ухаживать за этим небольшим, но нужным аэродромом. А если он уйдет, аэропорт все, перестанет существовать? О нем забудут?
Фотографии и текст — Источник
Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+