Дамба Гувера: символ инженерного триумфа Америки в стиле ар-деко
Это уникальное гидротехническое сооружение, привлекающее ежегодно более миллиона туристов, было построено в 1936 году в нижнем течении реки Колорадо в США. Втиснутая между скалами и выполненная в стиле ар-деко плотина являлась олицетворением технической мощи и триумфа инженерной мысли Америки 30-х годов прошлого века. Но и сегодня, спустя 80 лет после строительства расположенная там электростанция является важнейшим источником энергии на западе США.
Для реализации столь крупномасштабного проекта был выбран узкий участок в низовьях реки Колорадо под названием Черный каньон. Сама плотина первоначально была спроектирована в традиционном варианте промышленных объектов того времени. Но простое архитектурное решение не вписывалось в грандиозное предназначение всей конструкции, и первичный вариант был изменен. В итоге дамба Гувера приобрела подобающей ей архитектурный облик в стиле ар-деко.
Сама плотина имеет арочно-гравитационную конструкцию, обеспечивающую ей особую устойчивость по сравнению с другими вариантами. Арочная конструкция позволяет существенно перераспределить нагрузку, которую оказывают воды водохранилища. В этом случае часть нагрузки берут на себя несущие стены, в роли которых для дамбы Гувера выступают скалы каньона.
Перед началом строительства были произведены масштабные подготовительные работы. Воды реки Колорадо были перенаправлены в сторону при помощи четырех тоннелей, а для того, чтобы место строительства не контактировало с водой, его оградили специальными дамбами.
Начало строительства пришлось на 1931 год. Это была грандиозная стройка, особенно если учесть, что страна переживала период Великой депрессии. На строительстве плотины были одновременно заняты более 5 000 человек, а за время строительства при разных обстоятельствах погибли 96 рабочих.
Сама плотина была сделана из бетона. Для добычи такого грандиозного количества строительных материалов были разработаны карьеры в районе дамбы, а поблизости было сооружено два бетонных завода. Для того, чтобы в условиях жаркого климата пустыни бетон застывал быстрее, были применены уникальные технологии. Тело плотины заливалось не монолитными блоками, а трапециевидными колоннами, которые увеличивали испарение и несколько ускоряли процесс охлаждения бетона. Хотя, по словам специалистов, отвердение бетона, из которого выполнено тело плотины, не закончилось и по сей день.
После завершения строительства плотины воды реки Колорадо образовали грандиозное водохранилище — искусственное озеро Мид.
Интересно, что до 2010 года плотина выполняла еще и транспортную функцию: по ней проходит шоссе 93. Но по соображениям безопасности было решено ограничить доступ автомобилей на плотину, и в 2010 году был введен в эксплуатацию мост с очень длинный названием: Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Это грандиозное сооружение ничем не уступает своему знаменитому соседу. Этот мост является первым композитным арочным железобетонным мостом, построенным на территории США. Его строительство велось одновременно с двух сторон и с соблюдением всех природоохранных норм. Интересно, что рабочие даже останавливали стройку, для того чтобы пропустить горных козлов, которым необходимо было перебраться на другой берег.
Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+