Для чего на крыльях некоторых самолетов делают винглеты
Те, кто часто летает на самолетах, наверняка замечали, что на некоторых моделях есть необычные детали на крыльях. Эти небольшие продолжения крыльев называются винглеты, и в нашем материале мы расскажем, для чего они нужны и как помогают сократить затраты на топливо и выбросы вредных веществ в атмосферу.
Если опустить сложные моменты аэродинамики, то упрощенно полет самолета выглядит следующим образом. Подъемная сила крыла самолета возникает из-за разности давления: над крылом формируется область пониженного давления, а под ним — повышенного. Но при этом воздух из области пониженного давления, то есть из-под крыла, постоянно перетекает наверх, в область пониженного давления. В результате этого процесса во время полета на конце каждого крыла образуется мощный воздушный вихрь.
Эти вихри увеличивают индуктивное сопротивление и как следствие снижают подъемную силу крыла и увеличивают расход топлива. Но этот негативный эффект можно уменьшить. Одним из первых, кто понял, как это сделать, был американский инженер Ричард Уиткомб. В начале 70-х годов прошлого века он сконструировал элемент крыла, так называемую законцовку крыла, которая стала применяться на практике, и уже в 1975 году первые самолеты с модифицированными крыльями стали летать в воздухе.
Как показали исследования, винглеты снижают силу образующихся вихрей и уменьшают индуктивное сопротивление. Как следствие, происходит снижение расхода топлива. В последующем инженеры разработали несколько моделей винглетов, которые применяются на разных моделях самолетов серии Boeing и Airbus, на российском Ил-96, Ту-204 и других.
Проведенные замеры выявили экономию топлива на 3,5-5,5% в зависимости от типа винглетов. Это очень существенный показатель для авиации, да и выбросы вредных веществ в атмосферу тоже снижаются. Но винглеты имеют существенный положительный эффект лишь при дальних перелетах, а вот при непродолжительном полете эффект от их установки незначителен. К тому же при взлете и посадке в условиях бокового ветра винглеты могут усложнить работу летчиков, дестабилизируя положение лайнера.
Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+