Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Пишет блогер Александр Шевченко:

Медленно тянулся самый обычный день, когда солнце над островом Цейлон заслонили широко раскинутые крылья гигантской птицы. На ней восседал облаченный в шафранового цвета одеяние удивительной красоты мужчина. Люди бросали орудия и стекались к поляне, где спустя мгновения, усевшись со скрещенными ногами, иноземец начал свою проповедь.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Правившие островом злые духи и демоны, державшие мирный народ в подчинении и страхе, ощутив присутствие светлых энергий и назревающую с удивительной скоростью внутреннюю революцию в сознании ланкийцев, не сомневались ни секунды. Самозванца надлежало устранить любой ценой! Однако все их потуги разбивались о сверхъестественные способности и чистую природу ума Будды, познавшего изначальную суть вещей. Улепетывали ракшасы с нагами со Шри-Ланки так быстро, что аж пятки сверкали, а культура ланкийцев, освободившись от тяжелого гнета, расцвела пуще прежнего благодаря буддизму.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Основанное на принципах нравственности и чистоты в мыслях, речи и деяниях общество развивалось стремительно по всем фронтам — архитектура, скульптура, искусство, образование. Неизвестно, сколько еще столетий ланкийские фермеры жили бы в соломенных хижинах бок-о-бок с вороватыми обезьянами, если бы не явление Будды с небес верхом на гаруде.

В детстве у меня стояла на полке красочная книга большого формата со множеством иллюстраций, которые я внимательно рассматривал, аккуратно положив книгу на колени и удобно устроившись в кресле — «Сказки Шри-Ланки». Изложенная выше легенда о становлении буддизма на острове вполне могла очутиться на ее страницах в более литературном и детальном изложении. Как бы то ни было, имеющиеся исторические свидетельства подтверждают иную, более приземленную и лишенную мифического ореола версию о пришествии учения Будды в пышущие зеленью ланкийские земли.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Примерно в середине II века до нашей эры великий император Ашока, чьи владения простирались от нынешнего Афганистана практически на весь полуостров Индостан, созвал в столице совет, чтобы устранить последние разногласия в трактовке Дхармы, учения Будды. В спорах, как известно, рождается истина; и стоит следить за своими словами, дабы не сболтнуть лишнего и не поставить себя в неловкое положение. Скомпрометировавших себя неосторожными высказываниями монахов с позором выгнали из общины, а правитель, свято следовавший идеям буддизма и всячески ему покровительствовавший, постановил отправить во все уголки империи Маурьев и за ее пределы миссионеров нести слово Дхармы. Сын Ашоки, принц Махинда, взял на себя ответственность за южные земли.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Еще одна легенда гласит, что Махинда с соратниками сразу перелетел по воздуху на Шри-Ланку. Опять-таки исторические данные возвращают нас из сказки в реальность — миссия сначала задержалась в южной части нынешней Индии и лишь спустя какое-то время прибыла в северо-восточную часть острова. Не такое уж и эпичное появление, согласитесь? Никаких гаруд и демонов, никаких чудес, хождений по воде. Так или иначе, миссия под предводительством принца продвигалась вглубь Шри-Ланки и вскоре остановилась у подножия горы Михинтале, недалеко от древней столицы с трудно выговариваемым и по сей день названием — Анурадхапуры.

Календарь указывал на полнолуние месяца Посона, когда сингальский король Тисса, проснувшись рано утром и представив, какой очередной сумасшедший день его ожидает, решил взять выходной от исполнения государственных обязанностей и отправился поохотиться в ближайшие джунгли. Дела шли неважно, зверьё пряталось или уворачивалось от стрел, и, наконец, Тисса подкараулил оленя и тихой поступью направился за животным в глухую чащу на склоне горы. Азарт добычи улетучился мгновенно — в чаще Тисса обнаружил группу чужаков в желтых одеждах и, несмотря на близость охраны, смутился и опешил.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Махинда, будучи мудрым человеком, нашел нужные слова, чтобы вывести Тиссу из ступора и расположить его к себе, пока тот не отдал приказ стражникам схватить чужеземцев: «О, великий король, мы монахи, последователи Короля Истины. Мы прибыли из Индии из сострадания к Вам». Буддийские учения славятся своей сложностью и заковыристостью изложения, поэтому Махинда, перед тем как рецитировать одну из сутр, решил проверить гибкость ума Тиссы, способен ли тот воспринять тонкие нюансы и игру слов.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Показывая на ближайшее дерево, Махинда спросил короля, как то называется.

– Дерево манго.

– А существуют ли другие деревья манго помимо этого?

– Конечно, есть множество деревьев манго.

– А существуют ли другие деревья помимо этого дерева манго и остальных деревьев манго?

– Существует множество других деревьев, но они не являются деревьями манго.

– А есть ли помимо тех манго деревьев и тех деревьев, что манго не являются, еще другие деревья?

– Вот это дерево манго.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Позднее на этом самом месте возвели ступу, Амбастала дагобу, что так и переводится — «ступа мангового дерева», в память об исторической встрече, изменившей уклад и быт народа Шри-Ланки. Дагоба хранит в себе реликвии самого Махинды, прожившего в Михинтале остаток своей земной жизни. Ступу окружали две галереи с деревянными крышами, от которых до наших дней сохранилось два кольца каменных колонн.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

На следующий день по приглашению короля Махинда посетил дворец в Анурадхапуре. В те далекие времена не было такого переизбытка информации, что мы испытываем сейчас, и слухи о любом мало-мальски интересном и выходящем за пределы дневной рутины событии тут же разносились по всей округе. Узнав о пришествии нового духовного учителя, простой люд столпился у дверей королевской резиденции, и Махинда дал поучения Дхармы всему честному народу.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Учение Будды стало государственной религией и быстро распространилось во все уголки острова. Король Тисса стал известен под именем Деванампиятисса — Тисса, Любимый Богами. И вряд ли он имел синдром капитана Джека Воробья и поправлял забывших сложную приставку к имени родственников, а прочих безжалостно казнил или скармливал тиграм:

– Достопочтенный король Тисса....

– Достопочтенный король Деванампиятисса. Смекаешь? Увести изменника!

Скорее благодарный народ Шри-Ланки так лаконично, уважительно и по-буддийски аскетично прославлял своего правителя. Это Вам не Дейенерис Бурерожденная из дома Таргариенов, от крови древней Валирии, первая этого имени, королева андалов, ройнаров и Первых Людей, Владычица семи королевств, Неопалимая, правительница Миэрина, кхалиси Великого травяного моря, Разрушительница Оков и Матерь Драконов. Ничего не забыл?

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

И в целом миссию, возложенную Ашокой на своего сына, можно считать на 100% успешной, но принц не торопился возвращаться домой в королевские покои. Более того, остаток жизни он прожил в Михинтале в крайне спартанских условиях — постелью ему служила гладкая каменная плита, а крышей над головой — огромный валун.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Вернемся к легенде о пришествии Махинды — ланкийцы продолжают верить, что архат прилетел по воздуху и приземлился на вершину горы, где и повстречался с королем Тиссой и прочел свои первые наставления по учению Дхармы.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Поэтому ланкийцы обязательно совершают паломничество по крутому склону до самой вершины, особенно в день полнолуния месяца Посона. И стар и млад, в любую погоду, держась за поручни, медленно взбирается на вершину Арадхана Галы.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Что для ланкийцев святое место, для не ознакомившихся с историей Михинтале заранее — классная обзорная площадка, да и местные тоже не всегда подавляют желание запилить селфи в знаковом месте.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Поднявшись к соседней восстановленной белоснежной Махасейя Дагобе, одной из первых ступ на острове, где, по преданиям, замуровали при строительстве волос Будды, мы познакомились с местной фауной. И встреча оказалась не из приятных. Вы замечали, что милые и спокойные обезьяны, стоит им только заметить в ваших руках нечто похожее на еду, тут же превращаются в агрессивных быдловатых гопников?

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Убедившись в отсутствии поблизости приматов, Алена раскрыла свой рюкзак, чтобы что-то достать и пришлось часть вещей временно выложить на террасу вокруг ступы. Непонятно откуда спрыгнула обезьяна и без сомнения и стеснения попыталась что-нибудь схватить, приняв желтый цвет за банан. Увидев в куче вещей паспорт и рисуя картины возможного пожизненного рабства на чайных плантациях, я рванулся к эпицентру событий, размахивая ногами и руками, чтобы оградить Алену от посягательств местных авторитетов. Обезьяна не унималась, ходила кругами, но быстро ретировалась на дерево, чтобы исследовать, что за желтую бумажку ей все-таки удалось стырить.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

И казалось бы, зачем вставлять в заметку еще одну фотографию обезьяньей мафии из Михинтале? Эти макаки являются эндемиками острова, их отличают два хохолка на голове. И не жалко бананов, на Шри-Ланке они стоят копейки, но скормили мы их чуть раньше еще одному уникальному зверьку.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Представители семейства гигантских белок обитают и в Индии, а для Цейлона эндемиком является ратуфа, большехвостая белка с телом черно-белого цвета. В Михинтале они спускаются пониже с верхушек деревьев, зная, что их с удовольствием угостят туристы, пару раз выронив от неожиданности банан на землю. "Only bananas," — заметил стоявший рядом ланкиец.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Это вам не почти ручных белочек в парке Горького орешками кормить, которые подбираются медленно и позволяют сделать десяток кадров, прежде чем схватить орех и ускакать обратно на дерево. Ратуфа долго решается, принюхивается, осматривается, а потом свешивается на задних лапах и ,прогнувшись, молниеносно вырывает банан из ваших рук, подтягивается и залезает обратно в крону дерева, чтобы насладиться трапезой.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Михинтале стало первой точкой нашего путешествия по Шри-Ланке. Накануне, правда, пришлось 5 часов стоя (!) ехать на поезде до Анурадхапуры из Коломбо. Впрочем, неизвестно, что оказалось бы лучше: раздолбанный автобус с лихачом-водилой по извилистым дорогам или стоять в поезде, где местные мужики даже Алене уступили место только на подъездах к конечной станции, когда у нас ноги подкашиваться начинали.

Колыбель буддизма на Шри-Ланке или загадка о манговом дереве

Фотографии и текст — Источник

Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+