Последний порт назначения: куда отправляются списанные морские суда со всего мира
Морской транспорт на сегодняшний день остается главным двигателем торгово-экономических отношений и обеспечивает львиную долю мировых грузоперевозок. Но рано или поздно срок эксплуатации любого морского судна, будь то нефтяной танкер или круизный лайнер, подходит к концу, и встает вопрос о его утилизации. Современные экономические реалии таковы, что утилизация списанных судов осуществляется в беднейших государствах Азии, и то, как это происходит, заставляет задуматься о многом.
Крупные морские суда, вышедшие из употребления — это целая головная боль для их владельцев. Отбуксировка и сам процесс утилизации в развитых странах с высокими стандартами экологии и трудового права стоит немалых денег. Поэтому большинство списанных судов отправляется к берегам Бангладеш, Индии или Пакистана. Здесь никто не следит за соблюдением приемлемой оплаты труда и безопасностью рабочих, а отработанное топливо сливается прямо на песчаном пляже.
Все пригодное для дальнейшей работы оборудование, а также ценные части снимаются заранее, до отправки на утилизацию. Прибывшие к месту реконструкции суда подвергаются первичной ручной разборке: снимается вся внутренняя отделка, выносятся остатки оборудования. Поэтому самое ценное на момент прибытия в последний пункт назначения — это сам корпус судна. Разборка корпуса осуществляется также в ручную: рабочие, часть из которых обычно составляют несовершеннолетние подростки и дети от 10 до 14 лет, разрезают судно на более мелкие детали.
Метр за метром корпус корабля распиливают, а детали увозят на переплавку на металлургические предприятия. Это ценный вторичный ресурс, который, например, в Индии, покрывает до 10% потребностей страны в стали. А город Читтагонг в Бангладеш, где на разборке списанных кораблей трудятся около 80 000 рабочих, обеспечивает свою страну черными металлами на 50%. Экологическая ситуация на побережье Читтагонга, где утилизацией кораблей занимаются уже более 50 лет, просто ужасающая: допустимая концентрация таких загрязняющих веществ, как свинец или асбест, превышена более чем в 100 раз.
На то, чтобы полностью разобрать одно судно, уходит несколько месяцев. Люди трудятся в нечеловеческих условиях. Стоит ли говорить, что на подобных предприятиях низкая оплата труда и высокие показатели производственного травматизма и смертности. Зато здесь есть немаловажная стабильность, ведь каждый год в мире списывается не менее 1000 морских судов. Более 90% из них утилизируется в пяти странах мира: Китае, Бангладеш, Индии, Пакистане и Турции.
В Турции центром разбора судов является город Алиага. Несколько лет назад здесь, помимо утилизации морских судов, стали заниматься и разборкой старых нефтяных платформ. И это при том, что Алиага, расположенная на берегу Эгейского моря, является туристическим центром.
Читтагонг в Бангладеш, Аланг в Индии, Гадани в Пакистане — все эти города превратились в центры экологической и гуманитарной катастрофы. На фоне всего этого остается только надеяться, что мировое сообщество рано или поздно обратит внимание на ситуацию, творящуюся в центрах по утилизации морских судов, и изменит ее к лучшему.
Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна
Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+