Заброшенная церковь XVIII века
Пишет блогер Сева Иванов:
В 1929 году в СССР начинается масштабная компания по борьбе с религиозными организациями, что приводит к массовому закрытию, уничтожению и перепрофилированию религиозных зданий не имеющих, по мнению местных исполкомов, исторической ценности. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тверской области не стала исключением. Вскоре после принятия Комиссией по вопросам культов упрощенной процедуры закрытия религиозных строений, церковь Благовещения прекратила свою деятельность, повторив судьбу большинства церквей того времени.
Начало, как и конец для этой церкви, было достаточно банальным. Собрав достаточно денег с местных прихожан, стоящая на этом месте деревянная церковь, как в компьютерных играх, «апнулась» до кирпичной к 1776 году. Но это далеко не окончательное обновление храма. В промежутке между 1781 и 1803 годом соседняя деревянная церковь Сергея Радонежского, судя по всему, была разобрана и добавлена в виде нового придела к Благовещенской церкви. Также в этом промежутке времени появилась колокольня. В 1804 году в трапезной устроили еще один придел — пророка Ильи. До следующего, уже последнего изменения архитектурного облика церкви пройдет больше 70 лет.
Придел — дополнительный алтарь со всеми необходимыми для литургии (главнейшего христианского богослужения) атрибутами, включая жертвенник и престол. Устанавливается придел для того, чтобы в один день можно было проводить дополнительную литургию, так как по канонам православной церкви в день можно совершать только одно богослужение на престоле (четырехугольный стол посреди алтаря). Соответственно если в церкви несколько пределов со своими престолами, то и литургий можно совершать несколько.
В 1881 году начинается длившаяся около 10 лет масштабная реконструкция по проекту архитектора Карла Ивановича Гельбига, которая мало что оставила от первоначального храма.
Несколько слов об архитекторе ¹ . Получив образование в Санкт-Петербурге, Карл Иванович был направлен для службы в Тверь. Был в составе Комиссии по преобразованию тюрем Тверской губернии, проводил инженерные и строительные работы в них. Помимо тюрем, К.И. Гельбиг занимался и церковным зодчеством, по его проектам был построен не один храм в Тверской губернии. Дослужился до звания губернского архитектора строительного управления Тверского губернского правления в 1887 году.
Церковь разрослась в три стороны, колокольня и трапезная были полностью перестроены, причем, судя по конечному результату, в план перестройки церкви были внесены изменения.
Например, колокольня была перенесена на несколько метров западнее, что позволило значительно увеличить объем трапезной. Внешнее убранство было упрощено, в особенности при строительстве новой колокольни в 1890-91-х гг.
Возможно, изменения в проект были внесены епархиальным инженером В.И. Кузьминым, который наблюдал за ходом реконструкции на поздних этапах.
Но самое интересное оказалось не снаружи, хотя у церкви и богатая строительная история, а внутри. Весь потолок и стены были расписаны яркой клеевой росписью по большей части на основе гравюр немецкого художника-романтика Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.
В сохранившейся первоначальной части церкви еще можно рассмотреть более раннюю роспись, предположительно сделанную в середине 19 века. Но и она была частично обновлена уже после реконструкции.
1883 году была сделана живопись в приделах храма, а в 1893 году в трапезной и алтаре — краснохолмским мещанином живописцем Алексеем Емельяновичом Суворовым.
Известно так же как минимум еще об одном живописце — Александре Алексеевиче Бархатове, работавшем в этом храме в 1877 году, он был нанят за счет прихожан Якова Ивановича Першина и Ивана Ниловича Серова. Сохранились его работы или нет, так и не понятно, но очевидно, что росписи, которые дошли до наших дней — дело рук не одного мастера.
При этом, несмотря на небольшие различия в технике написания фресок разных авторов, они выглядят до сих пор красочно и гармонируют друг с другом.
Если учесть, что храм уже заброшен больше 80 лет, такое сохранение потолочной росписи достаточно удивительно и делает эту церковь не такой уж банальной.
¹ Во всех источниках, которые я нашел по этой церкви, указаны другие инициалы архитектора (К.К.), но какую либо информацию о таком человеке найти не удалось, но с инициалами К. И. нашелся человек, причем архитектор, который как раз работал в Тверской области и именно в эти годы, так что я считаю, что именно человек с именем Карл Иванович и есть автор проекта по перестройке церкви.
Фотографии и текст — Источник
Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+