Светлана Владимировна Буран: как полюбить литературу

Недавно мне довелось послушать стихи в исполнении ребят, обучающихся в литературной гостиной «Парнас», руководит которой педагог дополнительного образования Светлана Владимировна Буран. Она рассказала, что существует гостиная с 2007 года, за это время ее подопечные были награждены многочисленными дипломами, грамотами, призами и медалями.

  [caption id="attachment_9807" align="alignleft" width="300"]svetlana-vladimirovna-buran-kak-polyubit-literaturu (8) Фото из архива Cod48.ru[/caption] - Здесь на фотографии наше первое выступление, - показывает она мне стенды с многочисленными фото, - организовались мы третьего февраля, а уже двенадцатого выступали с композицией ко Дню святого Валентина «Любовь - волшебная страна» в институте усовершенствования учителей. Тут на фото первый наш состав. В следующем году ребята впервые поехали на Всероссийский конкурс мастеров художественного слова «Моя Россия», где завоевали Гран-при и первое место в двух номинациях. Потом у нас началось выступление за выступлением. Мы продолжили участвовать в конкурсах и фестивалях. Например, во Владимире, на областном открытом конкурсе, мы заняли первое место. А в две тысячи девятом году к нам пришли новые ребята, поскольку юноши и девушки из первого состава уже окончили школы и поступили в вузы. Эти ребята нашли себя. Вот на фото из старого состава Яков Попов. Он работает в банке в Москве, но еще и играет в народном театре. Иван Карпов - артист нашего кукольного театра. Миша Степанов является заведующим культурно-массовой работой во Дворце культуры на Соколе. Пришло время, когда нам нужно было сделать младшую группу. Первая младшая группа образовалась в две тысячи одиннадцатом году. Пришло много маленьких детей, но из них осталось только двое. Причиной тому стало то, что  мы переехали на новое место. Есть у нас уже вторая младшая группа. В прошлом году мы побывали с ними на конкурсе «Юное сердце России». Там были сильнейшие коллективы страны, но наша группа завоевала кубок за первое место и кубок за третье место. Было больше ста коллективов. А вот наши медали. У нас есть и международные награды. Например, на фестивале в Турции наша девочка заняла второе место. Всех наград не перечислить. - Какие же произведения читают ваши ребята? - Поскольку я проработала более сорока лет учителем русского языка и литературы, то тексты для детей я готовила по классической литературе. Это не говорит о том, что я не уважаю современную литературу, но классика есть классика. Правда, на фестивале в Суздале моих ребят, которым было уже тогда по девятнадцать лет, жюри попросило прочитать что-то современное и что-нибудь веселенькое. Там мы с жюри даже поссорились. [caption id="attachment_9806" align="alignnone" width="660"]svetlana-vladimirovna-buran-kak-polyubit-literaturu (7) Фото из архива Cod48.ru[/caption] Потом мы выступали в Санкт-Петербурге на фестивале-конкурсе «Окно в Европу» и я настояла на том, чтобы мои ребята читали классику. И там к нам вышел профессор питерской академии и сказал, что кланяется моим ребятам, потому что они действительно пропагандируют настоящие ценности. Но на всякий случай, мы с Яшей Поповым сделали композицию по Михаилу Веллеру. Он потом с этим текстом взял на конкурсе чтецов Гран-при, но сказал так, мы Шмелева готовили два месяца, над каждым словом работали, а Веллера он за две репетиции выучил. Я хочу сказать, что в его произведениях нет литературы, красоты звучания. Я считаю, что на конкурсах чтецов мы должны пропагандировать великое и могучее наше русское слово и русскую культуру. Я не буду отходить от классики и чтобы мне не говорили, буду продолжать учить детей именно на ней. [caption id="attachment_9805" align="alignleft" width="300"]svetlana-vladimirovna-buran-kak-polyubit-literaturu (6) Фото из архива Cod48.ru[/caption] - Но современным детям, наверное, сложно понять классиков? - Да, это нелегко. Например, недавно был конкурс Есенина, но мы не стали брать его произведения, которые учат в школе. А взяли «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», то есть те произведения, где надо думать, понять то, о чем хотел сказать автор, напрячь мозги, чтобы увидеть прелесть этих стихотворений, их певучесть. Эти стихи сложные для восприятия детей, но и интересны им. Мои воспитанники читают Цветаеву, Ахматову. Это удивительные стихи и я учу их понимать. Мне важно, чтобы это было не поверхностно, чтобы дети смогли докопаться до сути и понять всю их глубину. - Сейчас в России проходит Год литературы, значит, на нее все-таки обратили внимание? - К сожалению, литературу в школах преподают сегодня отчасти, поскольку ее не сдают на государственном экзамене. Многие учителя жалуются, что дети в школах на уроках литературы занимаются тем, что готовятся к другим предметам, которые входят в единый государственный экзамен. Но это не правильно. Чтобы этого не происходило, ее обязательно следует включить в ЕГЭ. Но все еще зависит и от того, как преподавать этот предмет. Я думаю, что если заинтересовать детей, то подобное не будет происходить. Я учила ребят так. Когда мы изучали поэзию «Серебряного века», то одному ребенку я давала задание изучить одного автора, второму - другого, но брать стихи не тех поэтов, которые есть в учебнике. И ребята искали эти произведения. А потом мы делали целые композиции, и ребята видели, как это было интересно и увлекательно. Сейчас они тексты и в глаза не видят, в Интернете прочитают краткое изложение и то хорошо, а некоторые и того не делают. К тому же существуют репетиторы, которые если надо, подготовят их по той или иной программе. Сегодняшние дети в школе не слышат хорошую литературу и не изучают ее, мы потеряли это поколение. Редко какой учитель будет заниматься с ними вне программы. А раз литературы нет в ЕГЭ, то она и не нужна. Я езжу на фестивали чтецов и вижу, как падает чтецкий уровень. - Но вы не только читаете с детьми стихи, но и изучаете с ними историю? - Ко мне пришел ребенок, которому надо было подготовиться к Бунинскому конкурсу.  Мы с ним взяли произведение Ивана Бунина «Джордано Бруно», но ребенок не знал, кто такой Джордано Бруно! И мы начали разбирать с ним не только стихотворение, но и всю ситуацию, изложенную в произведении. Ему это стало интересно.  А когда пришли на конкурс, в жюри сидела одна молодая артистка и она не могла понять, о чем он говорит. Я у нее спрашиваю, вы, что не знаете кто такой Джордано Бруно? Она мне отвечает, мы с литераторами никогда общий язык не найдем. Вот так. Молодежь видит, что происходит сегодня и многого не понимает. Посмотрите, что сделали с Есениным в сериале «Есенин» с Безруковым в главной роли. Это страшно. Откуда у поэта столько замечательных стихов, если он все время пил, хотя сам Сергей Александрович говорил, что никогда пьяным этого не делал. Но мои дети никогда не скажут, что «Сказку о рыбаке и рыбке» написал Владимир Владимирович Путин, а Пушкин жил в двадцатом веке. - Занятия у вас платные? - Мы обучаем детей бесплатно. Да, помещение у нас, конечно, не ахти, в этом году нам денег не дали вообще. В бюджете нашего клуба ничего нет, хотя мы - муниципальное учреждение. Моя зарплата составляет всего шесть тысяч рублей. Я на пенсии, поэтому не так зависима от этого, но чтобы нам что-то сделать, я хожу с протянутой рукой. В городских домах творчества есть сцена, микрофоны, автобусы чтобы куда-то поехать. У нас нет ничего. Поэтому мы не можем делать какие-то театральные постановки, хотя многие дети этого бы очень хотели. К нам ходят дети из многодетных, малообеспеченных семей. Есть, например, семья, где воспитывается шестеро детей, четверо из них ходят сюда. Поэтому их родителям сложно заплатить какую-то сумму, чтобы мы могли с этими детьми поехать куда-нибудь на конкурс. [caption id="attachment_9804" align="alignnone" width="660"]svetlana-vladimirovna-buran-kak-polyubit-literaturu (5) Фото из архива Cod48.ru[/caption] Чтобы нам поехать на фестиваль «Антоновские яблоки» в Ельце, мне пришлось просить родителей, у которых есть машины, отвезти нас туда. А еще я хожу то к одному депутату, то к другому, обращаюсь к руководителям предприятий. Многие помогают, некоторые нет. Но это, же не правильно. - Сколько же выступлений делают ваши ребята в месяц? - Семь – восемь выступлений. Мы читаем в библиотеках, кроме нас, там никто этого не делает, выступаем в кукольном театре каждые субботу и воскресение, там есть детский театр «Светлая душа». Мы выступаем в больницах, в домах престарелых, ходим к ветеранам, проводим творческие встречи с липецкими поэтами. В этом году с Быхановым садом пять мероприятий сделали. - Стихотворение можно прочитать, допустим, так, а можно и иначе, из каких критериев складывается мнение, что именно так оно должно звучать? - Сначала мы проводим литературоведческий анализ. Потом изучаем тот период, когда было написано это произведение, изучаем характер автора и многое другое. Но моя конечная цель добиться того, чтобы ребята полюбили русскую литературу. Чтобы они не красиво рассказывали стихотворение, а поняли о чем оно. Чтобы поняли, какими людьми были Пушкин, Есенин, почему они так писали. Еще у нас есть стихи для воспитания. Например, стихи приветствий и знакомств, стихи о том, как ходить в гости. Моя задача научить ребят быть интеллигентными, вежливыми, добрыми людьми. Хочется, чтобы они любили свою малую Родину и свою страну. - Каждый ребенок может стать хорошим чтецом? - К сожалению, нет. К нам приходят дети, которые не выговаривают те или иные звуки. Мы работаем с ними, но и они сами должны приложить к этому максимум старания. Некоторые не хотят себя утруждать этим и уходят. Была одна девушка с дефектами речи, которая хотела научиться хорошо читать. Мы занимались с ней целый год. Сейчас эти дефекты не заметны. Но здесь не только моя заслуга, но и ее собственная. [caption id="attachment_9808" align="alignnone" width="660"]svetlana-vladimirovna-buran-kak-polyubit-literaturu (9) Фото из архива Cod48.ru[/caption] Иногда мне говорят, что в этом нет ничего страшного, дескать, сейчас даже  дикторы на телевидении так говорят и ничего. Но это не правильно. Вспомните голос Левитана, который для Гитлера стал врагом номер один, или других дикторов, которые работали на телевидении во времена Советского Союза. Возможно, я и сгущаю краски, но когда учителя в школе с дефектами речи обучают детей литературе, это уже, ни в какие рамки не лезет. Любой может придти, но не все остаются. С каждым ребенком надо заниматься чуть ли не год, чтобы поставить ему речь, научить правильному произношению. Некоторые хотят сразу выступать, но надо работать. Кто-то думает, что сразу выйдет на сцену, но у нас так не получается. Огромную помощь мне оказывает Елена Юрьевна Савинич, которая работает в Липецком театре кукол, она тоже занимается с детьми и безвозмездно. Занятия у нас проходят по вторникам, четвергам и субботам, но можно ходить хотя бы один раз в неделю. Есть одна мама, которая может водить ребенка только по субботам, я не против этого. Еще раз повторюсь, что у нас не развлекаловка. Мы не театр, хотя у нас есть и композиции с музыкальным оформлением, есть презентации, костюмированные выступления. [caption id="attachment_9810" align="alignnone" width="660"]svetlana-vladimirovna-buran-kak-polyubit-literaturu (11) Фото из архива Cod48.ru[/caption] С костюмами мне помогает муж, который является руководителем ансамбля эстрадного танца  «Ритм» в Областном центре культуры и народного творчества. Нам хотелось бы, чтобы у нас были в репертуаре сценки на все случаи жизни. Еще я хочу сказать, что для ребят наши занятия не проходят даром. Они не просто так тратят время, им это пригодится в жизни. Поэтому я считаю, что работа моя не напрасна, а это главное.

Сетевое издание «Cod48.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+